Из истории народного образования Бокситогорского района

До Октябрьской социалистической революции территория нашего Бокситогорского района, за исключением Ефимовского и Соминского сельсоветов, входила в состав Тихвинского уезда Новгородской губернии. Тихвинский уезд занимал очень большую территорию. Кроме нашего района, в его состав входили полностью Тихвинский район, значительная часть Лодейнопольского, Волховского, Киришского и большая часть Дрегельского района Новгородской области.

Школьная сеть в уезде складывалась из нескольких министерских двухклассных училищ с шестилетним сроком обучения (на территории Бокситогорского района их было два: Колбекское и Яковлевское), земских двух­классных и одноклассных, церковно-приходских двух- и одноклассных. Средних школ в уезде не было. В Тихвине была женская гимназия, преобразованная в 1909 году из прогимназии, основанной в 1875 году Николаем Ивановичем Бередниковым.

При гимназии имелся земский интернат на 60 человек. Месячная плата для проживающих в интернате — 15 рублей в месяц, для лиц несостоятельных — 12 рублей. Это была большая сумма.

Было в Тихвине реальное училище и высшее начальное с четырехлетним курсом обучения. В первый класс принимались мальчики 10 — 13 лет, окончившие начальную школу. За обучение брали плату 3 рубля в год, за обучение французскому языку (изучение его было необязательным) — 5 рублей.

Школьными делами в уезде управляли инспектор народных училищ Прокопий Игнатьевич Шукшин и уездный училищный совет, где председательствовал предводитель дворянства.

Церковно-приходскими школами управляли наблюдатель и Тихвинское отделение епархиального училищного совета.

Из этих данных, опубликованных в земском календаре за 1917год, явствует, что школьная сеть была крайне недостаточной. Каждая начальная школа обслуживала населенные пункты в радиусе от 6 до 15 верст, а мини­стерские школы — до 30 — 40 верст. Никакого подвоза детей организовано не было. По этой причине, а также из-за плохих материальных условий многие крестьянские дети не учились совсем в школе и оставались неграмотными, а те, что поступали учиться, в большинстве своем ограничивались одним-двумя классами. Так, например, в 1911 году в Большедворскую земскую школу в первый класс поступило около 30 учеников, а окончило 4-й класс в 1915 году всего 11 человек. Особенно низкий уровень охвата обучением был среди девочек. Так, по данным за 1915 год, девочки, обучавшиеся в школах города и уезда, составляли всего около 37 процентов.

Содержание обучения во всех типах школ было проникнуто религиозным мировоззрением. Воспитание всецело было подчинено религиозной морали.

В учебные планы всех типов школ, начиная с первого класса, были включены, как обязательные предметы, закон божий,. священная история и т. д. Преподавание этих предметов вели священники того церковного прихода, на территории которого находились школы. В расписаниях учебных занятий для этих предметов отводились среда и пятница. Такая предусмотрительность в расписании была не случайной: она давала возможность служителям церкви непосредственно контролировать соблюдение учащимися постов, так как среда и пятница были днями постными.

Внеклассная работа была поставлена слабо, да и та также подчинялась религиозной морали. В небольших школьных библиотеках, в которых ученики брали литературу для внеклассного чтения, преобладали книги священного писания: жития святых и другие.

Министерские и земские школы были обеспечены квалифицированными учительскими кадрами. Учителя мужчины, как правило, имели образование за учительскую семинарию. Учительницы — за гимназию с правом преподавания в начальной школе. Однако их педагогическая и общественная деятельность строго конт­ролировалась церковью. Некоторые ревностные служители церкви и царского самодержавия занимали неблаговидную роль доносчиков. Так, священник Колбекской церкви Николай Соболев доносил в полицию о том, что учитель Колбекской школы Андрей Яковлевич Остроумов ведет антиправительственные речи среди крестьян о бессмысленности затеянной царем войны с Германией, не посещает церкви и не склоняет к этому учащихся. В результате А. Я. Остроумов был отстранен от работы в школе и арестован. И только благодаря Октябрьской революции был вскоре освобожден, а Соболев в 1921 году на открытом . судебном заседании в городе Тихвине судился как контрреволюционер. Главным свидетелем на этом процессе выступал А. Я. Остроумов.

Великая Октябрьская революция начисто смела все преграды, стоящие на пути к просвещению широких народных масс. Первые ленинские декреты об отделении церкви от школы, церкви от государства, отмена платы за обучение, создание единой трудовой школы 1-й и 2-й ступени и другие постановления дали широкие возможности приобщиться к среднему образованию детям деревенской бедноты.

Уже в первые годы Советской власти в Тихвинском уезде была значительно расширена сеть начальных школ. Почти все помещичьи усадьбы были приспособлены под школы. В 1919 году в Тихвине в были открыты трехгодичные курсы по подготовке учителей для школ первой ступени, а в 1921 году эти курсы были преобра­зованы в педагогический техникум. Душой в организации курсов и педтехникума был Сергей Семенович Закусов.

Организация в Тихвине педтехникума позволила в короткий срок ликвидировать острый недостаток в учителях.

Все последующие постановления партии и правительства о школе были направлены на осуществление всеобщего начального обучения, на расширение среднего образования и улучшение всего дела народного образования.

В результате этих постановлений уже в 1940 году в Бокситогорском районе полностью был осуществлен закон о начальном всеобуче. На территории района работали 4 средние школы и 20 семилетних.

Война с фашистской Германией приостановила развитие школьного дела на несколько лет. Но после восстановления народного хозяйства школьное строительство стало развиваться с новой силой.

В настоящее время в районе действует 9 средних, 2 средние школы рабочей молодежи, 27 восьмилетних, из них 4 школы-интерната, и одна вспомогательная восьмилетняя школа, 77 начальных школ. Всего в школах района, включая и учащихся-заочников, обучается более 18 тысяч человек. Это почти в два с половиной раза больше, чем обучалось до революции во всем Тихвинском уезде. Количество же обучающихся в восьмилетних и средних школах возросло в десятки раз.

В школах района работает без малого тысяча учителей, из них почти половина имеет высшее и незаконченное высшее образование.

На примере нашего Бокситогорского района видно, каких огромных успехов в общеобразовательной подготовке людей достигла наша страна за 50 лет Советской власти.

Федяев, А. Воспоминания о прошлом // Новый путь. – 1967. – 28 октября. – С. 3.

© 2019 МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
187650, Ленинградская обл., г.Бокситогорск, ул.Комсомольская, д.5
Яндекс.Метрика