Из истории Бокситогорского района
Большое значение для развития нашего края имело изучение и использование полезных ископаемых. Во второй половине XIX века начинается исследование недр края. Энтузиастами явились инженеры Дитмар и Бренн. Ими были предприняты частные разведки с 1869 по 1873 годы. Они обнаружили большие запасы огнеупорных глин в районе рек Воложбы и Рядани. По инициативе Бренна и Дитмара в районе Пикалева было налажено гончарное производство. Добывался боксит, который использовался как краска-мумия и шел далеко за пределы края. В то время местные поэты про энтузиастов-теологов сложили стихи:
«Копай, покуда служат руки,
Не сетуй, не ленись, не трусь,
Спасибо скажут наши внуки,
Когда разбогатеет Русь».
Не дождались первооткрыватели признания своих заслуг.
Калинин, М. Народные просветители // Новый путь. – 1973. – 3 ноября. – С. 3.
Открытие полезных ископаемых дало некоторый толчок к развитию промышленности в нашем крае. На базе кварцевых песков на границе Тихвинского и Устюженского уездов был построен Быстрорецкий стекольный завод, которым владел Гельцер. Он производил бутылки и аптечную посуду. Возникло гончарное производство в деревне Поток Деревской волости с 25 рабочими и лесопильный завод в деревне Дмитровке Анисимовской волости с 6 рабочими.
На рубеже 20 века рабочий класс уезда насчитывал 370 человек. Некоторое оживление в развитии экономики края и роста рабочего класса внесло строительство Северной железной дороги. 5 мая 1901 года царское правительство утвердило проект железнодорожной линии от станции Санкт-Петербург до станции Вологда через Тихвин, Подборовье, Заборье, Череповец. В июле начались подготовительные работы. Закончились они в середине марта следующего года. Затем развернулась прокладка пути. Сооружение Северной железной дороги по тому времени шло быстрыми темпами. Кроме государственного капитала, привлекался частный. На этом деле «грели руки» и местные лесопромышленники.
Из сохранившихся архивных документов видно, что церковь тоже принимала участие в этой стройке, наживалась на ней. Это видно из летописи священника Лиственско-Серебрянской церкви. Тихвинский лесопромышленник Громов закупил лес на корню из церковных дач в Коробище на сумму 250 тысяч рублей. По тем временам это были очень большие деньги.
В поисках заработка крестьяне Тихвинского уезда шли на строительство дороги. Мужики, имеющие лошадей, подвозили материалы. Безлошадные орудовали киркой и лопатой. Техника тогда была очень примитивна. Ставка делалась на привлечение большого количества рабочих рук. Дорога была сдана в эксплуатацию в 1906 году. Она имела большое экономическое и военно-стратегическое значение. Из Санкт-Петербурга открывался путь на Екатеринбург (Свердловск).
Строительство железной дороги способствовало росту пролетариата численность которого к 1905 году достигла 500 человек. Это усилило революционные настроения среди трудящихся края.
Калинин, М. На рубеже 20-го века // Новый путь. – 1973. – 6 ноября. – С. 3.