Кавалеры ордена Ленина

Есть люди, которые, несмотря на свой воз­раст, на всю жизнь остают­ся бодрыми и жизнерадо­стными, своей энергией ув­лекают других. К их числу относится Татьяна Иванов­на Поликарпова, учеников которой можно встретить сегодня в самых различных уголках нашей страны и ко­торую в Бокситогорске знает и стар и мал. Я тоже в свое время училась у нее и на всю жизнь запомни­ла уроки русского языка и литературы. Сегодня мне хочется вернуться на не­сколько лет назад.

...1926 год. Молодая Стра­на Советов наступала на не­грамотность. Открывались все новые и новые школы. А учителей не хватало. Окончив Тихвинскую шко­лу второй ступени и полу­чив два документа — один об окончании средней шко­лы, другой — о праве пре­подавания в начальной, группа молодых учителей получает направление в на­чальные школы Тихвинско­го района. Среди них была и Татьяна Ивановна Поли­карпова. В маленькой трех­классной школе в деревне Сенно началась ее педаго­гическая деятельность. Здесь прошли первые во­семь лет работы в школе.

С 1934 года Татьяну Ива­новну переводят в Бокситогорск. Она ведет русский язык и литературу. Это были годы поисков новых методов и форм препода­вания и годы ее заочной учебы в институте имени Покровского.

А потом война. Учитель­ница провожала своих вче­рашних учеников и старше­классников на фронт. Шко­лу переоборудовали под госпиталь. Уроки вели во временно приспособлен­ных помещениях, переходя из одного в другое. Не хватало учебников, тетра­дей, нередко замерзали чернила. И как важно было и в этих условиях по-прежнему не только спокойно вести урок, но и вселять в тех, кто сидел за партой, глубокую уверен­ность, что все это временно.

Поредели и ряды учите­лей — они ушли на фронт, на их место приезжали их коллеги, эвакуированные из Ленинграда. Директор А. В. Милешко, завуч Т. И. Поликарпова, оставшиеся учителя принимали их, как родных, заботились о жи­лье, вникали во все мело­чи жизни людей, оторван­ных от родного гнезда, вы­нужденных оставить там все. А работать было нелегко. В коллективе были и такие педагоги, как К. И. Манюкина, преподавав­шая в мирное время в Ле­нинградской военно-воз­душной академии, и совсем молоденькие учителя на­чальных классов, как Ма­рия Федоровна Селицкая, только что закончившая во­семь классов.

Начали работать в школе Надежда Ивановна Боголю­бова, Елизавета Михайлов­на Быстрова, Надежда Ва­сильевна Игнатьева. Это был очень дружный, спаян­ный коллектив. И эта друж­ба облегчала все трудно­сти тех дней. Бывало и так, что уроки на несколько дней приходилось прекра­щать. Но при первой же возможности они возобнов­лялись. А случалось — не пришел ученик в школу. Вечером узнавали, что семья получила «похорон­ную». И тогда учитель де­лал все, старался найти сло­ва, которые могли бы смяг­чить горе ребенка. А в свободное от уроков время ученики во главе со своим учителем заготовляли дро­ва для школы, помогали колхозам. Выступали в па­латах госпиталя, и нередко раненые солдаты не могли удержать слез, слушая пес­ню худеньких девчонок-подростков о дружбе, верно­сти, Родине...

Школа для этих ребяти­шек в те дни была особен­но нужна. Это был их вто­рой родной дом.

А потом незабываемый день, когда незнакомые люди обнимали друг друга и плакали, теперь уже от радости.

В школе стала налажи­ваться нормальная жизнь. Незаметно текли годы, на­полненные у Татьяны Ива­новны заботами об уроках, учениках и всегда — боль­шой общественной рабо­той.

Мои одноклассники очень уважали Татьяну Ивановну. Она как-то покоряла всех своим обаянием. Придет в класс, внимательно посмот­рит добрыми глазами на всех и сразу определит, кто как подготовился к уро­ку, кого спросить — луч­шего ученика или того, ко­торый на этот раз поленил­ся? Были случаи — получа­ли и двойки. В таких случа­ях никто не слышал от учи­тельницы упрека или грубо­го слова. Только недоуме­ние на лице: что же ты не выучил? И в следующий раз уже ни за что не при­дет ученик неподготовлен­ный.

Изучая произведения по литературе, анализируя по­ступки, характер героев, Татьяна Ивановна, не навя­зывая своего мнения, по­стоянно направляла умы ре­бят на то лучшее, что она хотела им привить, какими хотела их видеть в буду­щем.

Хорошо, когда рядом добрый и понимающий че­ловек, который может дать нужный совет, поддер­жать. Вокруг Т. И. Поликар­повой постоянно молодые учителя, все идут к ней за советом, за добрым сло­вом. И она щедро делится с ними своим богатым опы­том.

Ребята заканчивают шко­лу, уходят по своим тропинкам жизни. Многие по­шли по стопам любимой учительницы. Но, приезжая в город, они обязательно навещают Татьяну Иванов­ну. Каждому хочется поде­литься с ней своими мыс­лями и делами. Просто по­говорить. И часто почталь­он приносит в квартиру до­ма на Заводской письма из разных уголков страны.

Два года Татьяна Иванов­на на заслуженном отдыхе. Но ее дни, как и раньше, наполнены большим содер­жанием. Самую тесную связь поддерживает она со своей школой. Участвует в инспекторских проверках школ. Постоянно выступает с беседами, лекциями на предприятиях, в кинотеат­рах, Дворце культуры и детких комнатах. И, слу­шая ее выступление, вряд ли кто может остаться рав­нодушным.

Всю жизнь посвящает Т. И. Поликарпова обуче­нию и воспитанию молодо­го поколения, работе с людьми. Родина высоко оценила труд этой женщи­ны. Она награждена знач­ком «Отличник народного образования РСФСР»; ме­далью «За доблестный труд в Великой Отечествен­ной войне 1941—1945 го­дов», орденами «Знак По­чета» и Трудового Красно­го Знамени. И высшей пра­вительственной наградой — орденом Ленина.

Кячина, Л. Мы учились у нее // Новый путь. – 1970. – 31 января. – С. 2.

 

© 2018 МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
187650, Ленинградская обл., г.Бокситогорск, ул.Комсомольская, д.5
Яндекс.Метрика