Соминский народный хор

На душе вдруг стало радостно. С голубого экрана телевизора льется знакомая мелодия, и среди березовой рощи возникает хоровод соминцев, заду­шевно исполняющий народную песню «Ой вы, ветры-ветерочки». Эта мелодия, знакомые лица певцов невольно перено­сят в прошлое...

Годы 1967 — 1973. Удачные выступ­ления на селе, в районе, в области и, на­конец, в Москве. Они надолго запомни­лись участникам хора. А до того, как пришло признание, были долгие зимние вечера, тщательная работа над каждой песней, каждой музыкальной фразой.

Как в любом коллективе, у хора были свои подъемы и спады, радости и огор­чения. Радостей все-таки было больше, потому что сама возможность петь для людей, возможность видеть благодарные лица зрителей, слышать их аплодисмен­ты — счастье.

Потом хор как-то незаметно утратил известность. И только выставка в клубе напоминала о былой славе этого коллектива.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

История хора проста. Пели когда- то на сельской сцене небольшие хоровые ансамбли. Тяга к народному пе­нию была у соминцев всегда и передава­лась из поколения в поколение. Сама живописная природа средней полосы на­ложила отпечаток на пение соминцев — оно лирично, задушевно, просто. Весе­лые задорные частушки, лирические, фольклорные, хороводные, игровые пес­ни — таков был репертуар коллективов. Но вынашивалась мечта о создании боль­шого народного хора. Правда, не было руководителей, аккомпаниатора, не было даже помещения. Но, значит, сильной была мечта, раз она сбылась. Малень­кие хоровые группы объединились в один коллектив. Много репетировали, выраба­тывали собственный голос. Необычное звучание хора, своеобразный колорит привлекли внимание комиссии зонально­го тура Всесоюзного смотра художествен­ной самодеятельности в 1964 году. Хор получил тогда одно из первых мест.

В  1967 году, тоже после смотра, кол­лектив поехал в Москву. Дважды сомин- цы выступали на сцене Кремлевского Дворца съездов, пели перед воинами прославленной Таманской дивизии, в це­хах текстильной фабрики имени Алек­сеева, в парке имени Горького, на других концертных площадках столицы. Целый месяц соминцы находились в Москве. После московских выступлений хору бы­ло присвоено звание народного. Коллек­тив принимал участие в концерте, посвя­щенном 50-летию Советской власти, в концертном зале «Октябрьский» в Ле­нинграде.

Смотр 1973 года принес новые победы соминцам И вот два последних года коллектив нигде не выступал Невольно за­думываешься: в чем дело? Почему история — в прошлом7 Видимо, не потому, что соминцы расхотели петь. Село отдаленное. Не едут специалисты. Уже не один год в Сомино требуется знаю­щий, увлеченный руководитель, но пока в селе работают люди, не имеющие спе­циального образования. Раньше своего руководителя регулярно посылал област­ной Дом народного творчества. А сейчас о существовании хора вспоминают только перед смотрами да фестивалями. Навер­ное, стоило бы подумать о том, как помочь сохранить коллектив, возродить его былую славу.

Сейчас соминцы после двухлетнего перерыва возвращаются в хор. Недавно народный коллектив неплохо выступил на районном фестивале самодеятельного искусства.

НА РЕПЕТИЦИИ

Среди домов, укутанных снежным пухом, только ветер прогуливается, дерзко стучит в окна, за которыми свет и тепло. И — ни души. Но бежит от до­роги цепочка быстрых следов к дверям Дома культуры. Ее заметает, но она сно­ва рождается — кто-то вновь и вновь спешит в этот дом...

Горсти снега бьются о доску с объяв­лением «Сегодня — хор. Начало в 18 ча­сов». На репетицию спешат одна за дру­гой женщины, торопятся из Пикалева руководители Екатерина Николаевна Ан­тонова, Лев Павлович Горюнов.

В большом зале-фойе становится шум­но. Женщины, разгоряченные ходьбой, только что оставившие семьи, смеются, что-то рассказывают.

А я своему-то сказала: картошка поставлена вариться, гляди, не забудь дров подкинуть.

А я каши быстренько сварила — да сюда. А что, не приехали еще наши?

«Наши», а это имеются в виду руково­дители, энергично растирают замерзшие руки, сбрасывают пальто и — в зал, к хористам. У пианино полукругом сидят женщины, распеваются, без конца повто­ряя одни и те же музыкальные фразы. Проходит время — все то же. И так не­ожиданно на фоне высоких чистых голо­сов вдруг зазвучали низкие: «Мы славим союз нерушимый заводов и пашен». «Ве­личальная»...

А потом были еще песни. Еще — не­обыкновенная проникновенность и заду­шевность. Так это же есенинская «Белая береза»!

Песня ушла. «А любовь, как песня, все тревоги знает, добротою сердца му­зыку нашла» — и песня, как любовь. Вечная, необъяснимая. Почему люди поют... Они красивы и добры от песни. А песня вечна.

ПЕСЕННИКИ

Есть крылатое выражение: «Искусство требует жертв». Нередко слу­чалось, подходили женщины к Покров­ской, просили: «Екатерина Павловна, наговорите с мужем. Люблю петь, очень хочу ходить в хор, но...».

И Екатерина Павловна шла, объясня­ла. Иногда целый вечер, а то и не один проводила в семье. И убеждала!

В народном сельском хоре — увлечен­ные, преданные искусству певцы.

Любовь Ивановна Любачевская поет в хоре со дня его основания и не пропу­скает занятии. Было, трое детей, муж протестовал, а все же ходила! Поет и сейчас, и кажется, самим сердцем.

Александра Павловна Прусакова в хо­ре давно. «Ох, и голосистая!» — гово­рят односельчане. А такая похвала из их уст значит много — сами понимают толк в пении.

Когда стала директор Дома культуры Т. Г. Нагибина говорить о хоровике Зое Алексеевне Ильиной, вздохнула: «Не знаю, как и сказать об этом человеке! Перед поездкой в Москву ей сделали сложную операцию, и поехать она не смогла. Стояла у автобуса, который уво­зил хор, и плакала. Песни для нее, как для всех наших соминцев, — и жизнь, и любовь».

В народном хоре чудесные, чистые го­лоса Н. С. Лазаревой, Е. С. Воробьевой, Н. К. Шороховой, А. В. Смирновой, Л. А. Рысаковой, Е. В. Позденковой, А. И. Корниловой... Были в хоре и муж­чины. Пока они не вернулись...

В хор недавно пришли новенькие — две сестренки Старцевы — Люба и Надя, Вера Зельман.

Возвращаются в коллектив певцы. Возрождается хор. Соминцы благодарны за помощь директору музыкальной шко­лы Бокситогорска Г. Н. Цхомелидзе, пикалевским руководителям. Они наде­ются, что у любимого хора будет буду­щее.

Покровская,Е. Народный русский хор / Е. Покровская,  С. Балашова // Новый путь. – 1976. – 20 января. – С.  3.

© 2018 МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
187650, Ленинградская обл., г.Бокситогорск, ул.Комсомольская, д.5
Яндекс.Метрика