Дорога жизни № 102 от Заборья и Подборовья на Кабону (Бокситогорский район)

В заметке Н. Ничковой, опубликованной в газете «Новый путь» за 18 октября 1973 года, содержалась просьба сообщить данные о бойцах и командирах, которые в декабре 1941 года обслуживали перевалочные базы в Заборье и Подборовье. Я в 1941 году служил там, встречался со многими людьми. Предлагаю читателям «Нового пути» воспоминания о тех суровых днях.

Я. Щепеннико, доцент, кандидат военных наук, генерал-майор в отставке.

В декабре 1941 года я — военный инженер первого ранга — возглавлял работу на станциях Подборовье и Заборье по перевозке грузов в Ленинград и больных из осажденного города. В моем подчинении были радио­станция и телефонно-телеграфная часть. Бойцы этих подразделений квартировались в Подборовье. Здесь же размещались два госпиталя, склады продовольствия, боеприпасов, горючего.

Перед моим приездом в Подборовье там работала комиссия из пяти человек. Ею руководил заместитель председателя исполкома Леноблсовета депутатов трудящихся Виктор Павлович Боровик. Комиссия занималась заготовкой скота и мяса у населения и отправкой его в осажденный город. Одновременно члены комиссии оказывали помощь эвакуируемым ленинградцам: предоставляли им жилье, обеспечивали на первых порах питанием, топливом.

Когда комиссия отбыла в другой район, все заботы легли на мои плечи. Работать приходилось много. Люди недосыпали, недоедали, но свой долг выполняли исправно.

Припоминается такой случай. Как-то шел я усталый по улице, размышлял, как улучшить перевозку грузов в Ленинград. Чувствую, позади меня остановилась легковая машина. Я повернулся. Из легковушки вышли двое мужчин и направились ко мне.

— Почему Вы такой хмурый? — спросил один из них.

Я рассказал об обстановке на станции Подборовье. Приезжими оказались члены Военного Совета Ленинградского фронта тт. Штапов и Кузнецов.

— Мы приехали проверить, как ведется снабжение Ленинграда, — сказал тов. Штапов.

За разговором я не заметил, как мы подошли к домику, в котором находилась моя «резиденция». Вошли в комнату. Там находилось уже человек пятнадцать. Все они ждали решения тех или иных вопросов. Штапов и Кузнецов присутствовали при разговорах с посетителями. При прощании они сообщили, что в ближайшие дни пришлют мне помощника. Свое слово члены Военного Совета сдержали. Действительно, через несколько дней в Подборовье прибыл в качестве моего помощника т. Ринзбург. Однако помощи от него не потребовалось. Наши войска освободили Тихвин, и подвоз грузов для Ленинграда стал осуществляться через этот железнодорожный узел.

Почти весь декабрь года я пробыл на станции Подборовье, отправлял грузы в осажденный город и эвакуированных на восток. Ежедневно ленинградцы получали через наш пункт более 100 тонн продовольствия, пре­имущественно мяса, масла, риса и т. д.

О работе дорожников и снабженцев высоко отозвался в своей книге «Дороги войны», выпущенной в 1968 году Воениздатом, генерал-лейтенант 3. И. Кондратьев. Вот что он пишет: «В Вологде создавалась база снабжения. Железнодорожная линия подвергалась интенсивной бомбежке и задыхалась от перегрузки. Было приня­то решение построить автомобильную дорогу в обход Тихвина от станции Заборье через Лахту, Карпино, Новую Ладогу на Кабону. Получалась огромная дугообразная кривая. В условиях суровой зимы дорожники и снабженцы с честью выполнили свой воинский долг».

Дорога № 102 просуществовала до апреля года. По ней были перевезены сотни тонн различных грузов.

Дорога № 102 // Новый путь. – 1973. – 28 декабря. – С. 3.

© 2020 МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
187650, Ленинградская обл., г.Бокситогорск, ул.Комсомольская, д.5
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.