Тихвинская водная система

Тихвинско - Онежская гряда, являясь продолжением Валдай­ской возвышенности, распреде­ляет воды нашего края между бассейнами Балтийского и Кас­пийского морей. На запад текут реки Воложба, Сясь, Паша, Соминка, Лидь, Колпь, Чагодоща с притоками несут свои воды в Каспийское море. Там, где истоки этих рек подходят близко друг к другу, с древних времен существовали волоки, по которым перетаскивались гру­зы сушей с одного водоема на другой.

На территории нашего края проходили древние пути, свя­зывающие Балтийское море с Каспийским. Здесь жили раз­личные племена. Самыми мно­гочисленными из них были сла­вяне и весь, которые селились главным образом по берегам рек.

В IX веке усиливаются набе­ги варягов со стороны Балтий­ского моря. В поисках торговых путей они устремились по Сяси, Воложбе, Чагоде. Под­нявшись вверх по Сяси, варяги плыли по реке Воложбе до де­ревни Мозолево. Дальше Во­ложба мелела, и груз сухопут­ным путем переправляли до ре­ки Чагоды.

Названия деревень Мозолево, Воложниково, Половное, Волок, притоков Воложбы Волоченька, Горюнька свидетельствуют о прохождении здесь древнего торгового пути. Мозолево гово­рит о трудностях, с какими при­ходилось поднимать грузы на возвышенность. Половное — половина сухопутного пути между Воложбой и Чагодой.

В Анисимовском сельсовете был погост, который раньше называли Волокославинским, а по более старым писцовым кни­гам просто Погост на Волоку. Другим доказательством суще­ствования пути является нали­чие курганов неславянского ти­па вдоль Сяси и Воложбы.

В более поздние времена здесь проходили завоеватели - литовцы, шведы. И сейчас еще можно слышать среди старо­жилов выражение «литва шла».

С укреплением Русского го­сударства и ростом его внутрен­них и внешних экономических связей этот путь перевозки грузов был заброшен, так как стал крайне неудобным из-за малой грузоподъемности судов.

Когда же из Москвы - столица была перенесена в Петербург, Петр I обратил внимание на водораздел между Тихвинкой и Соминкой, которые, подходя друг к другу, несут воды в раз­ных направлениях. Соединен­ные между собой, они могли связать Балтийское море с Кас­пийским. Для проведения изы­скательных работ Петр I послал английского инженера Перри, который в 1707 году представил проект соединения Тихвинки и Соминки. Император лично по­бывал на строительстве канала. К его приезду на берегу озера Крупино  (недалеко от Ниже­городского шлюза) был постро­ен деревянный дом, где и оста­новился Петр I. Позднее на бе­регу канала соорудили памят­ник из массивных камней. На медной доске сохранилась над­пись: «В память посещений им­ператора Петра Великого между 1712 — 1717 годами».

Начатые работы по строи­тельству канала и шлюзов ве­лись крайне медленно, а после смерти Петра I их сооружение было совсем заброшено. Только в 1802 году на строительство водной системы были согнаны тысячи крестьян, главным об­разом, из центральных губер­ний России. Строительство ве­лось вручную, тысячи крестьян нашли здесь себе могилу. Мно­го могильных холмов осталось по обоим берегам старого ка­нала.

Судоходство по каналу нача­лось в 1811 году. Он был пред­назначен для плавания неболь­ших судов. В Тихвине и Сомино строились однопарусные суда грузоподъемностью до восьми­десяти тонн, получившие назва­ния «тихвинок»,  «соминок» и т. д. Использовались они так­же в верховьях Волги, на Ма­риинской и Вышневолоцкой си­стемах.

Для ускорения движения су­дов применялась конная тяга. Перевозились негромоздкие ценные грузы. На Волгу, на Макарьевскую, а позднее Ни­жегородскую ярмарку шли из Петербурга промышленные то­вары, а с Волги везли фрукты, заграничные товары, рыбу.

По берегам канала выросли деревни и села, которые часто получали свои названия по фа­милиям купцов, основавших их. Отсюда произошли Бередниково, Финиково и другие.

Наиболее интенсивное движе­ние судов началось в начале XIX века. Мимо Соминской пристани в 1889 году по на­правлению в Петербург прошло 1.591 судно с грузом. Верну­лись обратно 644 груженых и 672 порожних. Кроме того, здесь проплыли 294 парохода и 4.292 плота леса. В 1899 году с пристаней, расположенных на Тихвинской системе, было от­правлено 2.031 судно и 10.808 плотов.

Общая протяженность Тих­винской водной системы состав­ляла 697,5 километра. Из них значительная часть проходит по нашему краю.

Названия шлюзов даны в честь крупных исторических центров и городов России.

Тихвинская водная система сыграла большую роль в экономическом развитии России и только после строительства Мариинской системы, а также с появления железных дорог, утратила свое значение.

Калинин, М. Из истории канала // Новый путь. – 1966. – 31 мая. – С. 4, фотоил.

© 2020 МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр»
187650, Ленинградская обл., г.Бокситогорск, ул.Комсомольская, д.5
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МБУ «Бокситогорский межпоселенческий культурно-методический центр» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.